вторник, 9 апреля 2013 г.

Природные основы архитектурного формообразования



Ю.Ш. Давлетбаева
Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская
арх. проект – В.В. Громада

СТРУКТУРА ДЕРЕВА КАК ПРИНЦИП ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

Известно, что дерево – многозначительный символ. Дерево всю свою жизнь врастает в землю, поднимается ввысь к небу. Подобно структуре дерева, город также развивается, создает новые возможности, и в тоже время имеет основу – историю, некий прообраз корня, ствола. Будущее города – это свежие ветви и листья, созревающие и дающие начало новой жизни.
Дерево аналогично структуре фрактала. Каждая ветвь может рассматриваться как ствол целого дерева - масштабированная копия всей фигуры. Чем выше расположены ветви, тем они теснее. Их длина уменьшается по сравнению с предыдущим уровнем.
«Фрактал – это сложная структура, пространственная форма которой изломана и нерегулярна или регулярна; хаотична или упорядочена, и повторяет саму себя в любом масштабе».
Актуальность фрактальной геометрии для архитектуры очевидна, она нашла свое применение в компьютерном проектировании зданий и сооружений, в архитектурном формообразовании.
Развитие подобной темы стало следствием такой проблемы как преодоление «духовного кризиса». Эпоха великих открытий прошла. Так, появление «наук о сложных системах» дает шанс начать новый век технологий. Ведь общество требует появление новых выразительных форм, уникальных решений.
Основными свойствами фрактальных структур в архитектуре можно считать самоподобие или иерархичность (многослойность), способность к развитию и непрерывному движению (генетичность), дробную размерность, непрерывность, принадлежность одновременно к хаосу и порядку.
Для разных типов архитектурных сооружений можно найти фрактальный аналог, двумерный или трехмерный, и тем самым выявить их фрактальный алгоритм. Фрактальные алгоритмы допускают сжатие, поворот, нелинейные преобразования исходной формы.
Архитектура хаоса, фракталов представляется неким переходом на иной язык архитектурной формы. Создаются выразительные и логически структурированные пространственные объекты. Фрактал неразрывно связан с природой, древообразными формами. Именно эта связь помогает создавать фрактальные концепции в совокупности с естественной средой. 


Проектные предложения




Е.С. Зимирева
 Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская
 арх. проект – доц. В.В. Громада

ВНЕДРЕНИЕ ПРИРОДНОГО КОМПОНЕНТА 
В СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ 
(на примере крытых ботанических садов, оранжерей, атриумов,
рекреационных пространств)

В процессе исследования выявлены способы развития зданий с внедренным в их структуру природным компонентом на Урале. Переменчивый и непостоянный климат не дает возможности использовать «зеленую» архитектуру в полной мере. Тем не менее, с развитием новых технологий, используя в качестве примера многогранный опыт зарубежных стран, а также изучая флору, пригодную именно для нашего климата, мы сможем развивать на Урале «зеленое» строительство, внедряя природный компонент не только внутри здания, но и снаружи.
Способы внедрения:
- Строительство крытого ботанического сада или комплекса больших оранжерей, необходимых для нашего города.
- Использование «зеленых» пространств, интегрированных в структуру общественного здания (атриумные пространства).
- Озеленение кровель. Сады на крышах.
- Вертикальное озеленение.
- Строительство так называемого «здания – холм» на Урале.
- Реконструкция заброшенных зданий, сооружений, пешеходных пространств.
- Использование растений в переносных контейнерах.
- Использование временных инсталляций.
В работе обозначены причины проектирования нового крытого ботанического сада в городе Екатеринбурге:
- развитие зеленого строительства на Урале;
- развитие научно-исследовательской деятельности;
- образовательная деятельность (расположение в крытом ботаническом саде научных лабораторий, учебных кафедр, классов, лекционных помещений для различных уральских вузов);
- расширение коллекции растений;
- реконструкция уже существующего ботанического сада (в данный момент это невозможно, за неимением помещений для хранения редких видов растений, требующих особого ухода);
- создание озеленения прогулочных зон, дендрологического парка.
Наиболее благоприятное размещение общественного здания «Крытый Ботанический сад» возможно на участке, расположенном в границах улиц Фурманова – Белинского – Большакова, города Екатеринбурга.
Основные цели проекта:
 - создание архитектурно-пространственной среды для развития общественных функций и новое освоение территории в увязке с планировочной и функциональной структурой города;
- планировочное и функциональное зонирование сформировано с учетом принципиальных решений генерального плана, природно-ландшафтной характеристики территории, современной градостроительной ситуации, функционального использования сопредельных территорий, положения существующих инженерных коммуникаций в пределах проектируемой территории;
- развивая систему основных планировочных составляющих, проект предусматривает создание системы внутренних улиц районного и местного значения, обеспечивающих рациональное транспортное и пешеходное обслуживание застройки, нормативную плотность улично-дорожной сети, нормативную доступность к линиям общественного транспорта, размещение гостевых автостоянок, местных проездов, подземных автостоянок;
- пешеходные аллеи и дорожки, подходы к зданиям жилого и общественного назначения, площадкам отдыха организованы с учетом требований безбарьерной среды для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения;
- проектом предлагается продолжить формирование сети общественно-торговых центров города, парковых зон и озелененных пространств города Екатеринбурга, а также развитие набережной;
- важной составляющей функциональной организации является озеленение, ведь, помимо оптимизации санитарно­гигиенических характеристик городской среды, зеленые зоны улучшают и усиливают эстетическое восприятие городских ансамблей, создают условия для организации отдыха и оздоровления населения.





Н.В. Коньшина
 Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская
 арх. проект – доц. В.В. Громада

«ВОЛНОВОЕ» ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. НЕЛИНЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА

Работа посвящена изучению места «волнового» формообразования в современной нелинейной архитектуре с рассмотрением исторических предпосылок -научных открытий, теорий и философских работ; ответом на возникновение которых впоследствии становятся авангард, органическая архитектура и деконструктивизм 80-х годов ХХ века. Открытия в науке приводят к изменению мировоззрения в ХХ веке, которое послужило основой для развития современной нелинейной архитектуры. Таким образом, прослеживается переход от евклидовой геометрии к нелинейным самоорганизующимся системам в проектировании. Развитие знания дает толчок к возникновению наук о сложных системах, что повлекло за собой закат парадигмы Ньютона.
В работе освещается как феномен новой комплексной науки, так и новой парадигмы в архитектуре, появившейся на стыке тысячелетий. Внутри новой парадигмы затрагиваются тенденции в развитии формообразования, приводятся примеры первых зданий и сооружений, основанных на экспериментальных способах моделирования формы.
В работе предпринята попытка обзора части архитектурных течений и направлений современной архитектуры, актуальных для данной темы. Эволюция знаний и технологий в ХХ веке приводят, в частности, к параметризму, с его кардинально новыми подходами к формообразованию. В рамках нелинейной архитектуры разворачивается поиск новых форм, появляется и развивается концепция движения в архитектуре. В рамках новейших направлений в (сегодняшней) архитектуре уделяется внимание к архитектуре «складки». На основе новых типов в архитектуре выявляется «волновое формообразование», тесно связанное с эффектом «странного аттрактора».
Каждое из направлений в современной архитектуре чрезвычайно интересно не только с точки зрения своего развития, но и во взаимосвязи между архитектурой и научным знанием в новом тысячелетии.





П.А. Корепин
 Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская, проф. Т.Н. Корепина, 
 арх. проект – доц. В.В. Громада

АРХИТЕКТУРА И ПРИРОДА. ПРИРОДА КАК ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ

В настоящем, крайне напряженном, динамичном и агрессивном мире мегаполисов человек должен жить в гармонии с природой везде и даже в городе.
Эта идея является основой современной неоорганической архитектуры, которая продолжает воплощать принципы и методы формообразования органической архитектуры прошлого века. Но появился уже целый ряд направлений: лэндформная архитектура, эко-архитектура, зеленая архитектура и био-архитектура, которые на базе новых технологий проектирования и строительства конца ХХ - начала ХХI века позволили поднять органическую архитектуру на необыкновенную высоту сложности, разнообразия и выразительности форм, делая тем самым окружающую человека среду более эмоциональной, психологически комфортной и экологически приближенной к природному миру.
Настоящая научно-проектная разработка в магистерской диссертации будет построена на предположениях, прогнозировании и формулировании авторской концепции по поводу развивающихся направлений современной архитектуры на основе органического подхода.
Исследование предполагает доказательство следующей гипотезы: современная неорганическая архитектура устанавливает новые отношения человека с природой, является новой парадигмой органической архитектуры, воплощая, развивая и дополняя основные принципы ее формообразования на более высоком уровне сложности и технологичности.
Для этой цели будет обобщён современный эмпирический опыт проектной деятельности, использующий природные факторы и объекты природы; классифицированы направления и течения современной неоорганической архитектуры; выявлены методы, принципы и приемы формообразования и пространственной организации архитектурных объектов на основе органического подхода; проанализирована фрактальность архитектурных объектов и городской среды как проявление природной закономерности формообразования.
Такого рода концептуальный подход к проектному прогнозированию развития архитектурно-пространственной среды города (на основе принципов формообразования и организации фрактальных структур) позволит развивать градостроительные концепции с учетом новых технологий, средств и возможностей неорганической архитектуры.














Комментариев нет:

Отправить комментарий