Ю.Ш. Давлетбаева
Руководители:
НИРС – проф. Ю.С. Янковская
арх. проект –
В.В. Громада
СТРУКТУРА ДЕРЕВА КАК ПРИНЦИП ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В
АРХИТЕКТУРЕ
Известно, что дерево – многозначительный
символ. Дерево всю свою жизнь врастает в землю, поднимается ввысь к небу.
Подобно структуре дерева, город также развивается, создает новые возможности, и
в тоже время имеет основу – историю, некий прообраз корня, ствола. Будущее
города – это свежие ветви и листья, созревающие и дающие начало новой жизни.
Дерево аналогично
структуре фрактала. Каждая ветвь
может рассматриваться как ствол целого дерева - масштабированная копия всей
фигуры. Чем выше расположены ветви, тем они теснее. Их длина уменьшается по
сравнению с предыдущим уровнем.
«Фрактал
– это сложная структура, пространственная форма которой изломана и нерегулярна
или регулярна; хаотична или упорядочена, и повторяет саму себя в любом
масштабе».
Актуальность фрактальной геометрии для
архитектуры очевидна, она нашла свое применение в компьютерном проектировании зданий
и сооружений, в архитектурном формообразовании.
Развитие подобной темы стало следствием
такой проблемы как преодоление «духовного кризиса». Эпоха великих открытий
прошла. Так, появление «наук о сложных системах» дает шанс начать новый век
технологий. Ведь общество требует появление новых выразительных форм,
уникальных решений.
Основными свойствами фрактальных структур в
архитектуре можно считать самоподобие или иерархичность (многослойность),
способность к развитию и непрерывному движению (генетичность), дробную
размерность, непрерывность, принадлежность одновременно к хаосу и порядку.
Для разных типов архитектурных сооружений
можно найти фрактальный аналог, двумерный или трехмерный, и тем самым выявить
их фрактальный алгоритм. Фрактальные алгоритмы допускают сжатие, поворот,
нелинейные преобразования исходной формы.
Архитектура хаоса, фракталов
представляется неким переходом на иной язык архитектурной формы. Создаются
выразительные и логически структурированные пространственные объекты. Фрактал
неразрывно связан с природой, древообразными формами. Именно эта связь помогает
создавать фрактальные концепции в совокупности с естественной средой.
Проектные предложения
Е.С. Зимирева
Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
арх. проект – доц. В.В. Громада
ВНЕДРЕНИЕ ПРИРОДНОГО КОМПОНЕНТА
В СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ
(на примере крытых ботанических садов, оранжерей, атриумов,
рекреационных пространств)
В СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ
(на примере крытых ботанических садов, оранжерей, атриумов,
рекреационных пространств)
В процессе исследования выявлены способы развития зданий с
внедренным в их структуру природным компонентом на Урале. Переменчивый и
непостоянный климат не дает возможности использовать «зеленую» архитектуру в
полной мере. Тем не менее, с развитием новых технологий, используя в качестве
примера многогранный опыт зарубежных стран, а также изучая флору, пригодную
именно для нашего климата, мы сможем развивать на Урале «зеленое»
строительство, внедряя природный компонент не только внутри здания, но и
снаружи.
Способы внедрения:
- Строительство крытого ботанического сада или комплекса
больших оранжерей, необходимых для нашего города.
- Использование
«зеленых» пространств, интегрированных в структуру общественного здания
(атриумные пространства).
- Озеленение кровель. Сады на крышах.
- Вертикальное
озеленение.
- Строительство так называемого «здания – холм» на Урале.
- Реконструкция
заброшенных зданий, сооружений, пешеходных пространств.
- Использование растений в переносных контейнерах.
- Использование временных инсталляций.
В работе обозначены причины проектирования нового крытого
ботанического сада в городе Екатеринбурге:
- развитие зеленого строительства на Урале;
- развитие научно-исследовательской деятельности;
- образовательная деятельность (расположение в крытом
ботаническом саде научных лабораторий, учебных кафедр, классов, лекционных
помещений для различных уральских вузов);
- расширение коллекции растений;
- реконструкция уже существующего ботанического сада (в
данный момент это невозможно, за неимением помещений для хранения редких видов
растений, требующих особого ухода);
- создание озеленения прогулочных зон, дендрологического
парка.
Наиболее благоприятное размещение общественного здания
«Крытый Ботанический сад» возможно на участке, расположенном в границах улиц
Фурманова – Белинского – Большакова, города Екатеринбурга.
Основные цели проекта:
- создание
архитектурно-пространственной среды для развития общественных функций и новое
освоение территории в увязке с планировочной и функциональной структурой
города;
- планировочное и функциональное зонирование сформировано с
учетом принципиальных решений генерального плана, природно-ландшафтной
характеристики территории, современной градостроительной ситуации,
функционального использования сопредельных территорий, положения существующих
инженерных коммуникаций в пределах проектируемой территории;
- развивая систему основных планировочных составляющих,
проект предусматривает создание системы внутренних улиц районного и местного
значения, обеспечивающих рациональное транспортное и пешеходное обслуживание
застройки, нормативную плотность улично-дорожной сети, нормативную доступность
к линиям общественного транспорта, размещение гостевых автостоянок, местных
проездов, подземных автостоянок;
- пешеходные аллеи и дорожки, подходы к зданиям жилого и
общественного назначения, площадкам отдыха организованы с учетом требований
безбарьерной среды для свободного доступа инвалидов и других маломобильных
групп населения;
- проектом предлагается продолжить формирование сети
общественно-торговых центров города, парковых зон и озелененных пространств
города Екатеринбурга, а также развитие набережной;
- важной составляющей функциональной организации является
озеленение, ведь, помимо оптимизации санитарногигиенических характеристик
городской среды, зеленые зоны улучшают и усиливают эстетическое восприятие
городских ансамблей, создают условия для организации отдыха и оздоровления
населения.
Н.В. Коньшина
Руководители: НИРС –
проф. Ю.С.
Янковская,
арх. проект – доц. В.В. Громада
«ВОЛНОВОЕ»
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. НЕЛИНЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА
Работа посвящена изучению места «волнового» формообразования в современной нелинейной
архитектуре с рассмотрением исторических предпосылок -научных открытий, теорий и
философских работ; ответом на возникновение которых впоследствии становятся
авангард, органическая архитектура и деконструктивизм 80-х годов ХХ века. Открытия
в науке приводят к изменению мировоззрения в ХХ веке, которое послужило основой
для развития современной нелинейной архитектуры. Таким образом, прослеживается
переход от евклидовой геометрии к нелинейным самоорганизующимся системам в
проектировании. Развитие знания дает толчок к возникновению наук о сложных
системах, что повлекло за собой закат парадигмы Ньютона.
В работе освещается как феномен новой комплексной науки, так и новой
парадигмы в архитектуре, появившейся на стыке тысячелетий. Внутри новой парадигмы затрагиваются тенденции в развитии
формообразования, приводятся примеры первых зданий и сооружений, основанных на экспериментальных способах
моделирования формы.
В работе предпринята попытка обзора части архитектурных течений и
направлений современной архитектуры, актуальных для данной темы. Эволюция
знаний и технологий в ХХ веке приводят, в частности, к параметризму, с его
кардинально новыми подходами к формообразованию. В рамках нелинейной
архитектуры разворачивается поиск новых форм, появляется и развивается
концепция движения в архитектуре. В рамках новейших направлений в (сегодняшней)
архитектуре уделяется внимание к архитектуре «складки». На основе новых типов в
архитектуре выявляется «волновое формообразование», тесно связанное с эффектом «странного аттрактора».
Каждое из направлений в
современной архитектуре чрезвычайно интересно не только с точки зрения своего развития,
но и во взаимосвязи между архитектурой и научным знанием в новом тысячелетии.
П.А. Корепин
Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
проф. Т.Н. Корепина,
арх. проект – доц. В.В. Громада
АРХИТЕКТУРА
И ПРИРОДА. ПРИРОДА КАК ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ
В
настоящем, крайне напряженном, динамичном и агрессивном мире мегаполисов человек
должен жить в гармонии с природой везде и даже в городе.
Эта
идея является основой современной неоорганической архитектуры, которая
продолжает воплощать принципы и методы формообразования органической
архитектуры прошлого века. Но появился уже целый ряд направлений: лэндформная
архитектура, эко-архитектура, зеленая архитектура и био-архитектура, которые на
базе новых технологий проектирования и строительства конца ХХ - начала ХХI
века позволили поднять органическую архитектуру на необыкновенную высоту сложности,
разнообразия и выразительности форм, делая тем самым окружающую человека среду
более эмоциональной, психологически комфортной и экологически приближенной к
природному миру.
Настоящая научно-проектная разработка в магистерской
диссертации будет построена на предположениях, прогнозировании и формулировании
авторской концепции по поводу развивающихся направлений современной архитектуры
на основе органического подхода.
Исследование предполагает доказательство следующей гипотезы: современная неорганическая
архитектура устанавливает новые отношения человека с природой, является новой
парадигмой органической архитектуры, воплощая, развивая и дополняя основные
принципы ее формообразования на более высоком уровне сложности и технологичности.
Для
этой цели будет обобщён современный эмпирический опыт проектной деятельности,
использующий природные факторы и объекты природы; классифицированы направления
и течения современной неоорганической архитектуры; выявлены методы, принципы и
приемы формообразования и пространственной организации архитектурных объектов
на основе органического подхода; проанализирована фрактальность архитектурных
объектов и городской среды как проявление природной закономерности
формообразования.
Такого
рода концептуальный подход к проектному прогнозированию развития
архитектурно-пространственной среды города (на основе принципов
формообразования и организации фрактальных структур) позволит развивать
градостроительные концепции с учетом новых технологий, средств и возможностей
неорганической архитектуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий